Как правильно подключить и настроить микрофон
Одно из основных умений мобильного диджея — правильная настройка микрофона, которая поможет подчеркнуть все особенности голоса ведущего или вокалиста, а также избавит от неприятного “гула” и так называемого фидбека. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда диджей не мог правильно настроить микрофон, и этим портил практически всё торжество. Ведь не одному гостю не понравится свист и гул микрофона во произнесения тоста, да и ведущему хочется слышать свой голос ярким и приятным, без раздражительного “бубнения” или режущего звука на шипящих.
Подключение микрофона к микшерной консоли
Соединение микрофона или микрофонной базы с микшером, осуществляется с помощью кабеля XLR Male - Female. На многих микрофонных базах так же присутствует линейный выход (LINE) стандарта Jack, в таком случае у вас будет возможность использовать кабель Jack - Jack, но я этого делать не рекомендую, так как при использовании такого типа подключения мы можем столкнуться с ненужными помехами.
Вставьте один конец кабеля (Female) в микрофон или микрофонную базу, а второй (Male) в канал микшерного пульта. Если вы используете радио микрофон, то включите микрофонную базу в сеть и нажмите на кнопку включения (ON), при этом не забывайте полностью убрать громкость канала, максимально опустив фейдер вниз. На этом таинство подключения завершено. Как видите тут нет ничего сложного и любой человек может справиться с этой задачей. Далее нам необходимо настроить звучание нашего микрофона.
Чувствительность и громкость
Начать настройку микрофона я предлагаю с регулировки чувствительности и громкости канала, к которому он подключен. Только на адекватно высокой, не дающей искажений, громкости мы сможем понять, что именно нам нужно добавить, а что срезать эквалайзером для настройки звучания нашего микрофона. Приведите все ручки на канале вашего пульта в нейтральное положение. Для эквалайзера и панорамы (PAN) это положение ручек на 12 часов, для чувствительности это полностью убранная влево ручка GAIN. Также стоит привести в положение 0 все ручки посыла FX и AUX (на некоторых консолях SEND).
Нажмите кнопку PFL (Pre-Fade Listen), это позволит вам контролировать уровень входного сигнала при помощи индикатора громкости и выставить его максимально точно. Отдаём микрофон ведущему и плавно доводим громкость, фейдером канала, до значения 0 (на некоторых консолях U). Вращая ручку GAIN по часовой стрелке, увеличиваем мощность входящего сигнала и параллельно смотрим на индикатор громкости, наша задача вплотную приблизиться к порогу 0 db, но не превышать его. Так же необходимо поглядывать на индикатор PEAK (есть на большинстве консолей) если он начнёт сигнализировать красным — это наш максимальный уровень входного сигнала, выше уже начинаются искажения. Данный индикатор может изредка мигать, но только на самых громких звуках, и индикация должна быть кратковременной.Теперь совсем слегка убавляем чувствительность ручкой GAIN против часовой стрелки и выводим фейдер канала на уровень рабочей громкости. Если наш микрофон начинает “заводиться”, то просто убавляем чувствительность до тех пор, пока не пропадет весь фидбек.
Эквализация
После настройки чувствительности можно приступить к работе над тембром голоса при помощи эквалайзера. Стоит попросить ведущего или диктора размять голосовые связки, наговорить какие-то части своей программы для того, чтобы понять всю динамику голоса.
Выставив рабочую громкость, начинаем работу эквалайзером. Тут стоит на слух понять, каких частот в голосе не хватает, а какие присутствуют в избытке и требуют вмешательства, и исходя из этого, вносить правки. На своем опыте скажу, что всегда стоит прибрать немного низких частот для того, чтобы избавиться от бубнежа, гула и возможных фидбеков. Если на канале есть возможность использования High-Pass фильтра (HPF), то настоятельно рекомендую срезать все частоты ниже 60 - 100 герц. Зачастую на различных ивентах и торжественных мероприятиях используются микрофоны нижнего ценового сегмента, и такие микрофоны не способны должным образом передавать верхние частоты. Поэтому для придания голосу большей разборчивости и объёма необходимо слегка добавить верхних частот. Но тут стоит быть аккуратным, так как если накрутить лишнего, то наш микрофон начнёт “заводиться” и появится режущий ухо фидбек. Если ваша консоль оснащена параметрическим эквалайзером, то стоит слегка, именно слегка, приподнять им всё, что выше 4000 гц. Это добавит голосу так называемого “песка”, сделает его более разборчивым, звонким и объёмным. Так же можно немного добавить компрессора, слегка повернув ручку COMP по часовой стрелке. Он сделает звучание голоса более плотным и насыщенным, но тут главное не перестараться, так как можно очень сильно пережать звук и получить неприятные искажения. Всё остальное стоит настраивать исключительно на слух, так как голоса у всех разные. Не бойтесь крутить ручки эквалайзера и всегда старайтесь уловить различие результата от тех или иных действий за вашей консолью. В конце снова регулируем громкость входного сигнала ручкой GAIN и доводим её до нужных нам значений, ориентируясь на индикаторы громкости, PEAK и собственные уши.
Заключение
Как видите, ничего сложного в настройке микрофона нет, главное — следить за индикаторами, работать ушами и стараться понимать то, что ты делаешь. Если подходить к настройке микрофона с умом, то даже при минимальных вмешательствах ничего заводиться и фонить не будет, а голос зазвучит разборчиво и ярко с любым музыкальным фоном. Надеюсь, материал оказался для вас полезным.
Похожие публикации
Читайте также
Комментарии (2)